Четверг, 23.11.2017, 08:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "ШКОЛА № 149 ГОРОДА ДОНЕЦКА"

Форма входа
Поиск
Дистанционное обучение
Классы

Инновационные формы работы школьной библиотеки

Чтение – путь к успеху. Разработка урока  ко Дню Знаний в 2016г. 9кл.

http://dosh149.ucoz.ru/chtenie-put_k_uspekhu.docx

 

   

 

В октябре 2015 г в нашей библиотеке прошли библиотечные уроки, посвященные 120-летию С. Есенина

http://dosh149.ucoz.ru/bibliotechnyj_urok_sergej_esenin-pevec_rodnoj_prir.docx

Беседа и библиографический обзор книг о Донбассе "Мой родной город Донецк"

http://dosh149.ucoz.ru/moj_rodnoj_gorod_doneck-bibliograficheskij_obzor_k.docx

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

Рано или поздно каждый думающий библиотекарь осознает необходимость перемен, но не всегда знает, как к ним подступиться.

Мало сказать себе: «Я хочу перемен», поставив ударение на нужном слове.  Хочу каких перемен? Можно переставить мебель, а можно попытаться коренным образом изменить жизнь в библиотеке.

Модернизация  и актуализация работы, внедрение инноваций, медиатеки и нетрадиционные носители информации -  и непонятна, и необъятна эта россыпь модных тем. Давайте попробуем разобраться в новых терминах, тенденциях, окутавших образовательную и библиотечную сферу деятельности.

Начнем по порядку.

Чего мы хотим?

Мы хотим, чтобы школьная библиотека заняла подобающее ей достойное место в образовательном и информационном пространстве.

Как это сделать?

Качественные изменения в работе школьной библиотеки могут быть достигнуты путем внедрения и реализации инновационных процессов.

Что такое инновации?

Инновации в библиотеке – это результат творческого поиска оригинальных, нестандартных решений разнообразных библиотечных проблем.

Что мы сегодня можем сделать для того, чтобы библиотека для читателей стала интересной и популярной?  Искать новые динамичные формы работы, пополняя их содержанием, соответствующим духу времени.

Школьная библиотека – особое, уникальное место в современной системе образования. Она не учит ребенка читать, а воспитывает и формирует у него тягу к чтению.

Какой должна быть библиотека, какие пути и методы необходимо использовать, каким должен быть библиотекарь, чтобы правильно построить диалог с юным читателем?

Главный фактор -  та атмосфера, которая царит в библиотеке. В библиотеке школы должна быть создана неофициальная, почти домашняя обстановка, уют, отсутствие спешки, необходимые для успокоения детских нервов и душ.

Инновации – необходимый элемент развития школьной библиотеки. Отвечать требованиям времени – значит умело внедрять инновации: применять на практике достижения развития библиотечного дела, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, чтобы подстраиваться под общественные образовательные потребности.

Информационная жизнь школы – это лишь часть всех инноваций, которые необходимы образовательному процессу. Информатизация – это одна из идей инновации.

Сегодня школьная библиотека должна:

  • Обеспечить учащимся, педагогическим работникам, родителям доступ к знаниям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;
  • Способствовать формированию навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации.

Изменились и требования к школьным библиотекарям. Он должен обладать высокой эрудицией, уметь владеть школьной аудиторией, разбираться в педагогике и школьной психологии. Но, самое главное, школьный библиотекарь сегодня – это активный участник инновационного преобразования образовательного процесса. Поэтому библиотекарь должен:

  • Владеть приемами ведения документации на электронных носителях;
  • Владеть базовыми библиографическими знаниями.

Инновационный тип школьной библиотеки – Библиотечно- информационный центр.

БИЦ включает в себя –

- информационное обеспечение учащихся;

- информационная поддержка педагогов в учебной,  научно- исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение  инновационных процессов  в школе;

- помощь в самообразовании, саморазвитии детей и взрослых.

Дни информации, дни открытых  дверей в мир книги, музыкально-литературные композиции, литературные вечера, акции и другие формы работы не являются новыми. И все же инновационный характер может быть выражен в методике подачи,  в методах, используемых при их подготовке или проведении.

В практике работы школы наметилось направление – совершенствование традиционных форм популяризации книги  и чтения. Основной формой индивидуальной работы с читателями является беседа.

Я стараюсь проводить такие беседы:

  • Беседа при записи в библиотеку. Записывая ребят, обязательно рассказываю правила пользования библиотекой. При записи первоклассников – подчеркиваю их самостоятельность в выборе книги, раздаю закладки с логотипом библиотеки и правилами обращения с книгой.
  • Беседа-экскурсия. Рассказываю ребятам о работе школьной  библиотеки, о выставках, о книжках которые есть в библиотеке,   где  размещаются книги для их возраста.
  • Беседа-рекомендация.  Общаясь с ребятами,  стараюсь выяснить, о   чем   они любят читать,  и подбираю книги по интересующим их  темам.
  • Беседа во время выдачи литературы.
  • Беседа о прочитанном.  Во время обмена книг стараюсь выяснить: понравилась ли книга, особенно если взяли книги для старшего возраста.

 Я стараюсь привлечь внимание ребят к этой выставке. Рассказываю  о книгах, стоящих здесь, почему организована эта выставка. Иногда это просто беседы возле выставки, но чаше -  приглашаю ребят (заранее договариваясь с учителем), в библиотеку. При проведении такого мероприятия использую Интернет в качестве источника информации. Наличие компьютера на рабочем месте, подключение к сети Интернет намного упрощают и делают эффективнее работу школьного библиотекаря. Например,  в сентябре  в библиотеке проходил урок-память «Живите за нас. Героям Краснодона посвящается» (к 70-летию  создания подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия»).  Была организована выставка, посвященная героям – краснодонцам. В  Интернете найдены  и использованы воспоминания родственников  и друзей погибших,  отрывки из фильма «Молодая гвардия»,  экскурсия по музею, стихи и рассказы, посвященные их подвигу. 

На новый год была организована выставка «Мы встречаем Год змеи». Были подобраны книги, в которых рассказывается о змеях: энциклопедии, сказки, научно-популярные книги. Также была организована выставка поделок и рисунков  со змеями. В Интернете нашла фильм о самых ядовитых змеях и сделала свой фильм.  Ребята с удовольствием рассматривали поделки и рисунки, на переменах смотрели фильмы. Провела библиографический обзор книг.

Важным моментом в реализации информационной функции  библиотеки является сотрудничество с учителями-предметниками. Совместно с педагогическим коллективом школы,    принимаю участие  в проведении предметных недель

 Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное 130-летию со дня рождения К.И.Чуковского, «Добрый мир сказок К.Чуковского»

Библиотечный урок, посвященный Международному дню школьных библиотек.

Библиотечный урок ко дню рождения С.Михалкова.

 Во время проведения библиотечных уроков стараюсь использовать игровые моменты, видеоматериалы, презентации. Конечно, презентацией сегодня никого не удивить, но она позволяет проиллюстрировать рассказ библиотекаря.  На слайде можно тезисно изложить главную мысль, тогда учащиеся будут включать и зрительную память.

Моя библиотечная практика показывает эффективность таких нетрадиционных форм работы с читателями. Положительные эмоции, пережитые в ходе библиотечного группового мероприятия, вызывают в ребенке желание вернуться  к книге, чаще посещать библиотеку. И тогда он становится  постоянным читателем.

Много сделано на пути модернизации образования, но еще больше предстоит сделать. Научить школьников превращать  информацию в знания – наиболее сложная и востребованная сегодня задача,  которую  решают и школьные библиотеки. Закончить свое выступление хочу словами Фирдоуси

«Какую б науку твой ум не постиг,

Покоя в ученье не знай ни на миг.

Но ветви увидев, поймешь все равно,

Что знанью до корня дойти не дано».

 

 


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz